Несколько занимательных фактов о московском метро

Московское метро – отдельная страница советской истории. Многие подземные станции являются настоящими произведениями искусства. И даже несмотря на то, что советская власть пыталась все упрощать, безмерно стремясь к всеобщей «уравниловке», на архитектуре станций это тем не менее не сказалось.

Исторические факты

2. MOWZA

Самая первая линия метрополитена в Советском Союзе заработала именно здесь – в Москве. Произошло это в 1935 году, а официальной датой открытия принято считать 15 мая. Первый подземный поезд стартовал со станции «Сокольники» и прибыл на станцию «Парк культуры».

К 1938 году ответвление со станции «Смоленской» тоже разрослось и превратилось в полноценную линию. Так началось строительство третьей линии.

Однако в 1941 году, поддавшись всеобщей панике из-за наступления немцев, власти решили метро подорвать. Чиновники рассматривали метро как стратегический объект, который не должен попасть в руки к немецким захватчикам. Тем не менее, этот роковой приказ все же был отменен. Интересный факт: московская подземка в годы войны служила бомбоубежищем, и за это время тут появилось на свет более 200 детей.

После войны строительство возобновили. В 1950-х годах возникла концепция кольца (радиальных линий), что позволило разгрузить пересадочные станции и рассредоточить пассажирооборот.

Факты в цифрах

3. MOWZA

Статистика московского метро имеет свои рекорды. Так, например, самая глубокая московская станция «Парк Победы» уходит под землю на 84 метра. Логично, что и эскалатор на этой станции самый длинный – 126,8 метров. Долгие годы это был безоговорочный рекорд по стране, так как даже в Петербурге максимальная глубина станции составляла 75 метров (ст. м. «Комендантский проспект»). Однако в 2011 году в северной столице на глубине 86 метров построили станцию «Адмиралтейская».

Но на этом рекорды не заканчиваются. Самая протяженная станция в Москве – «Воробьевы горы». Длина ее платформы составляет 282 метра. А вот «Партизанская» и «Полежаевская» имеют самую широкую платформу – это трехпутные станции.

Кстати, в московском метро также хорошо продумана система оповещения для незрячих пассажиров. Предложена она была в далеком 1984 году. По ходу поезда от центра города станции объявляет женский голос, к центру – мужской. На кольце тоже действует такая система: если поезд движется по часовой стрелке, звучит мужской голос, если против – звучит женский. А вот для безбилетников продумана своя система оповещения: если кто-то проходит через турникет без оплаты, звучит вступление полонеза Огинского.

Еще один уникальный факт о московском метрополитене будоражит сознание. Более чем на 20 станциях в мраморной огранке можно заметить следы доисторической жизни: всякого рода окаменелости в виде раковин наутилусов, аммонитов и прочих головоногих моллюсков, отдельные из которых жили в девонский период (около 300 млн лет назад) и вымерли вместе с динозаврами.

Факты в красоте

4. MOWZA

Говоря о московском метро, нельзя не отметить его самые красивые станции. «Маяковская», построенная в 1938 году, удивляет арочной игрой. Своды арок на потолке и между колоннами создают притягательную перспективу. Станция «Сокол» того же года постройки кажется и вовсе не похожей на остальные. Декоративная колонна по центру изогнутыми линиями соединяется с потолком, разбивает пространство надвое и бросает вызов консервативным решениям. «Новокузнецкую» 1943 г.п. так и хочется разглядывать подобно музейному экспонату. Стены станции украшены барельефами из красного мрамора, а потолок увенчан лепниной и красочными панно. Попадая на «Арбатскую» станцию (1953 г.п.), кажется, что находишься в коридоре какого-нибудь замка: потолки здесь полностью арочные, декорированы лепниной, с них свисают массивные кованые люстры. Не меньшего внимания заслуживают станции «Парк культуры», «Электрозаводская», «Павелецкая» (1944–1950), похожие скорее на музейные залы, нежели на станции метро. Царственное величие, пышность, элементы исконного русского стиля – это «Таганская», «Комсомольская», «Новослободская», «Киевская» 1950–1954 г.п. В этом перечне особенно хочется отметить совсем новую станцию, открытую в 2014 году, – «Тропарево». Платформа украшена стилизованными зеркальными деревьями, так что визуально пространство кажется очень легким. Проект этой станции планировался более грандиозным. Но, видимо, из-за экономии средств его решили упростить. Тем не менее задумку с зеркальными деревьями проигнорировать было невозможно.

Московская подземка удивляет не только красотой, но и интересными фактами о своем строительстве. Так что можно смело выделить время для того, чтобы посетить каждую станцию. А потом снова отправиться в свой уютный отель Radisson Blu Белорусская и систематизировать впечатления в уютном ресторанчике.

Поделитесь с нами своим мнением