Мифические статуи Питера

Скульптура бывает разная. Одни статуи украшают городские улицы и набережную Невы, другие – громоздятся на величественных стенах питерских храмов и крышах старинных домов. Одни статуи – олицетворение мифических персонажей, веками подглядывающих сквозь каменную отделку за меняющейся жизнью города. Другие – воплощение твердости и железного характера.

Любое культурное направление того времени основывалось на мифах. Древнегреческая и римская мифология стала таким же неисчерпаемым истоком чистого искусства, как французский язык для русских дворян. Мифологией пропитались живопись, скульптура, архитектура, дизайн, литература. Во всех этих сферах присутствовали мотивы античных легенд, сказаний, преданий, притч. Не обходит мифология стороной и сердце российского зодчества – город Санкт-Петербург.

С телом льва и лицом фараона Скульптура с телом льва и лицом фараона

Как-то мы уже писали о том, что настоящего трехтысячелетнего египетского сфинкса привез в 19 веке в Петербург российский дипломат Андрей Муравьев. С тех пор сфинксы стали символом города, а вдохновленные зодчие стали штамповать фигуры невероятных чудищ при создании новых объектов.

Настоящие египетские сфинксы получили прописку на Университетской набережной, где уже давно обитают. А другие статуи, созданные современными авторами по примеру древних, распределились по различным уголкам Петербурга. Конечно, «современными» – понятие относительное: скульптуры эти в основном создавались на закате 19 и на заре 20 столетий, но ведь эти века значительно ближе к нам, чем эпоха давности трех тысяч лет.

Первыми местными сфинксами Петербурга считаются статуи парадного дворика Строгановского дворца, датированные последними годами 18 века. Причем внешний вид у этих изваяний женский – хотя сфинксы имеют львиное тело, в их лицах угадываются женские черты. Автор этих скульптур по сей день остается неизвестен. Статуи уже постепенно разрушаются: одной человекольвице недостает носа.

Есть еще женские сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку, рухнувшем в 1905 году. Эти статуи сделаны скорее в греческом стиле, нежели в египетском. Установлены они были в 1826 году по замыслу скульптура П. Соколова.

А самыми зловещими и молодыми девами-львицами можно по праву назвать сфинксов на набережной Робеспьера. Молодыми, потому как они были поставлены на постамент впервые только в 1995 году. А зловещими, потому что одна половина лица сделана с миловидными женскими чертами, а другая половина обличает скелет. Скульптура располагается вдоль реки так, что нормальной стороной обращена к жилой застройке, а черепом – к тюрьме.

 Грифоны и крылатые львы

Грифоны и крылатые львы

Грифонами принято называть существа с львиным телом и крыльями орла. В древневосточной мифологии грифоны являются блюстителями тайн и сокровищниц. Испокон веков грифоны сторожили богатство и хранили секреты. Вероятно, потому их скульптуры так удачно разместились напротив существовавшего тогда банка. В 1826 году скульптуры крылатых львов были установлены на Банковском мосту – не только в качестве декораций, также они являются крепежным элементом цепной конструкции, позволяющей мосту висеть над рекой. Теперь в здании бывшего банка находится Университет экономики и финансов, а по мосту снуют студенты.

Парадный вход во дворец Великого князя Владимира Александровича охраняют грифоны, чем-то похожие на горгулий: тощее львиное тело, похожее на змею, в лапах – меч, за спиной – крылья, клюв открыт, а из него словно доносится пронзительный крик – даже язык высунут.

Также грифоны в виде металлического завершения лестницы находятся на берегу Невы возле Академии художеств.

Атлант расправил плечи

Атлант расправил плечи

Мифические теламоны в антураже петербургской архитектуры – элемент довольно частый. Их обнаженные тела, поддерживающие какую-нибудь тяжелую конструкцию, можно заметить на монументах, колоннах и архитектурном рельефе.

Вернемся к тому же Эрмитажу – массивный свод поддерживают металлические гиганты. Местные жители даже верят, что если подержаться за ногу атланта, то такую же поддержку можно снискать в жизни.

Еще одним примером мнимого использования мускульной силы теламонов является дворец Белосельских-Белозерских 18 века. Фасад здания украшают атланты, смотрящие в разные стороны и поддерживающие своими мощными руками балконы и карнизы.

Все эти скульптурные изваяния находятся в центре Петербурга – их будет удобно посетить, остановившись в отеле Radisson Royal на Невском проспекте.

Поделитесь с нами своим мнением