Питерское метро как объект культурного наследия

Во многих городах метро – историческое место. И это делает его еще одной достопримечательностью.  Известно, что первое в мире метро было построено в Лондоне в 1863 году. Однако царский Петербург от британской столицы далеко не ушел и также может красноречиво похвастаться своей подземкой.

Идеи построить в Петербурге метро выдвигались с 1820 года – и это значительно раньше, чем в Лондоне. Проекты активно обсуждались в прессе, но часто признавались невыполнимыми. А сложная гидрологическая система города грозила рисками затопления.

С 1901 года свои проекты предлагали инженеры Печковский и Балинский. Эти проекты были разработаны с учетом особенностей города. Предполагалось построить метро эстакадного типа – по аналогии с метрополитеном Парижа и Вены. Суть проекта заключалась в том, что часть железной дороги должны была проходить по поверхности земли. Однако и эти прогрессивные идеи Николай Второй отклонил в 1903 году.

Снова вопрос о строительстве подземной железной дороги был поднят в 1938 году. К тому времени в Москве уже существовало метро, открытое тремя годами ранее. Руководить работами назначили Зубкова. К 1941 году уже были сооружены 34 траншеи, но война заставила пересмотреть назначение подземных ходов города. Многие из них были затоплены, другие прокладывались уже в стратегических военных целях.

В  1947 году снова запускается строительство метрополитена. В отличие от московского метро, где диаметр тоннеля составляет 6 метров, здесь строят тоннели диаметром 5,5 метров. Многие ранние проекты пересматриваются, в них вносятся коррективы. В 1955 году начинает функционировать отрезок метро от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания».

Сегодня метрополитен Петербурга представляет собой настоящую выставку того времени. Особенным колоритом отличаются старые – самые первые – станции. Они сохранили антураж и величие былой эпохи. Когда приезжаешь на эти станции на скоростном поезде, кажется, что на самом деле ты переносишься во времени.

Стеклянный взгляд в прошлое

Станция метро «Автово»

Недавно станция «Автово» удостоилась места в списке 12 самых красивых станций мира, который составило британское издательство Guardian. Именно на эту станцию прибыл самый первый поезд метро Ленинграда. Названа она была в честь исторического района города, наименование которого имеет финские корни: когда-то здесь была деревушка Аутово, этот топоним и дал имя целому району. Таким образом, это первая станция метро, которая носит аутентичное название местности. На станции даже сохранилось старинное табло, оповещавшее пассажиров о том, пойдет поезд дальше или же отправится в депо.

Поскольку «Автово» строилась одной из первых, расположена она на сравнительно небольшой глубине – всего 12 метров. Эскалаторов, доставляющих пассажиров под землю, здесь нет. На платформу ведет широкая винтовая лестница.

Весь зал платформы украшают 46 колонн – 30 из белого мрамора и 16 облицованных рельефным стеклом. Это была первая проба использования стекла в качестве декора для метрополитена.

У этих стеклянных опор есть свой секрет. Профессор физики из Перми Г.З. Гершуни высказал оригинальную идею: специальная огранка рельефов отражает свет от граней прежде, чем он достигнет бетона, опорные стержни через прозрачное стекло не просвечиваются – и вся конструкция кажется стеклянным монолитом.

Подземный гимн промышленности

Станция метро «Кировский завод»

Еще одна наикрасивейшая станция Петербурга, сохранившая верность старым традициям, – это станция «Кировский завод». Да, она тоже была одной из первых, построенных к 1955 году. Оформление сооружения посвящено индустрии – лучу надежды в послевоенное время.

В отличие от предыдущей, это станция глубокого заложения: размещена она на глубине 44 метра, так что без эскалаторов тут не обойтись. На входе павильон напоминает древнегреческий храм:  44 дорические колонны удерживают крышу. Сама платформа представлена колоннадой из 62 квадратных опор из дымчато-серого кавказского мрамора. На каждой колонне висит алюминиевый картуш, изображающий эмблему, которая посвящена определенной индустриальной теме.

Восставшая из революции

Станция метро «Площадь Восстания»

Станция с громким названием «Площадь Восстания» унаследовала название местности, располагающейся над ней. Ранее площадь именовалась «Знаменской», но после событий 1917 года была названа пришедшими к власти «советами» «Площадью Восстания».

Убранство станции весьма вычурное. Внимание уделено каждой детали – даже кассовые кабинки и стены коридора, ведущего в город, имеют сложную отделку.

Станция располагается на глубине 58 метров. Полукруговые своды подчеркивает подсветка. На каждой колонне размещен металлический барельеф, рассказывающий о конкретном событии Октябрьской революции.

Все эти подземные станции являются объектами культурного наследия регионального значения. Метро – отличный способ передвижения между достопримечательностями Петербурга просто потому, что само питерское метро – одна большая достопримечательность. Ведь его создание обдумывалось почти целое столетие, и теперь, когда все идеи воплотились в жизнь, эти стены напоминают потомкам об истории.

Историческая подземка расположилась в центральной части города. Именно отсюда будет удобно совершать свое путешествие. Поэтому в качестве альтернативного места отдыха предлагаем отель Radisson Royal на Невском проспекте.

Поделитесь с нами своим мнением